Стаття з київського журналу «Искусство и печатное дело» за 1910 рік, у якій дається вичерпний огляд журналів, присвячених мистецтву типографії та друку періоду 1868-1910 рр. Розглянута також загальна ситуація в галузі.
Стаття публікується в оригінальній орфографії.
Первый журналъ, посвященный интересамъ печатнаго дѣла, появился въ Россіи въ 1868 г. Редакторомъ-издателемъ его былъ Р. К. Шнейдеръ, котораго и надо считать основателемъ нашей періодичеекой печати. Р. К. Шпейдеръ родился в 1834 году въ Данцигѣ и окончивъ ученіе въ типографіи Шрота, онъ съ 1858 года по 1858 годъ послѣдовательно посѣтилъ Вѣну, Парижъ, Темесваръ (Венгрія) и, наконецъ, пріѣхалъ въ Россію, гдѣ въ 1866 году открылъ в компаніи съ г. Ротгеномъ, типографію, а съ 1868 года началъ издавать первый въ Россіи спеціальный типографический журналъ, подъ заглавіемъ «Типографскій журналъ – Journal für Buchdruckerkunst»,
выходившій на русскомъ и нѣмецкомъ языкахъ; переводъ текста съ одного языка на другой производился Р. Р. Голике, такъ какъ самъ Шнейдеръ плохо зналъ русскій языкъ; журналъ выходилъ въ теченіе двухъ лѣтъ и на страницахъ своихъ помѣщалъ не только заимствованія изъ иностранныхъ спеціальныхъ изданій, но и откликался на вопросы, волнующіе русскихъ типографщиковъ.
Въ 1872 году Р. Шнейдеръ уѣхалъ заграницу и, вернувшись въ Россію, съ 1 января 1878 года снова началъ изданіе журнала подъ названіемъ „Обзоръ графическихъ искусствъ", съ гораздо болѣе обширной программой, чѣмъ первый; выходя подъ редакціей П. А. Михайлова (около года), журналъ помѣщалъ на своихъ страницахъ Статьи не только по типографіи и литографіи, но и затрагивающіе интересы людей, посвятившихъ себя работѣ въ печатныхъ заведеніяхъ.
Какъ тяжело было существованіе журнала этого («Обзоръ графическихъ искусствъ»),
показываютъ слѣдующія строки, напечатанныя въ одномъ изъ его нумеровъ; «какъ, вообще, русскіе наборщики интересуются ходомъ развнтія своего искусства, ясно вндно изъ слѣдующаго: со всего обширнаго русскаго государства подписалось въ нынѣшнемъ (1879) году на «Обзоръ» лишь девять русскихъ наборщиковъ!» Въ другомъ мѣстѣ читаемъ: «нашему изданію нужно было участіе, но мы его, к сожалѣнію, не встрѣтили. Отчего же это такъ? Можетъ быть, мы не понимаемъ нашей задачи... Но, вѣдь, задача эта не такъ сложна. Мы хотимъ сдѣлать нашъ журналъ органомъ русскихъ типографщиковъ и всѣхъ людей, кому дорого процвѣтаніе на Руси графическаго искусства. Гдѣ же эти типографщики? Еслибы были другіе органы, подобные нашому, мы бы, пожалуй, не жаловались. Къ другимъ больше сочувствія—потому, что они лучше. Но вѣдь «Обзоръ» одинъ на все населеніе нашего обширнаго отечества... Только чудаку, кажетея, можетъ придти на умъ—издавать въ Россіи техническій журналъ». На страницахъ этого «Обзора», между прочимъ, было наяечатано положеніе о Первой Школѣ печатнаго дѣла въ СПб. Въ 1879 году редакція организовала первый въ Россіи конкурсъ на акцидентныя работы; въ 1880 году повторила опытъ, къ сожалѣнію, неудачно; на второй конкурсъ была прислана только одна работа. Въ статьѣ, посвящепной этому конкурсу, говорилось: «То, чему мы никогда не повѣрили бы, къ сожалѣнію, случилось воистнну: для объявленнаго нами на этотъ годъ конкурса на типографскія и литографскія работы (титулъ и заголовокъ для счета, — двѣ работы, которыя сдѣлать, вѣдь, не такъ трудно) прислана лишь одна, скажемъ лучше, единственная конкурсная работа. Пораженные удивленіемъ, спрашиваемъ мы себя: неужели это возможно, неужели это могло случиться въ такомъ громадномъ государствѣ, какова Россія?» И на этихъ же страницахъ указывалось что въ Бостонѣ на такой же конкурсъ поступнло 700 работъ. Хорошо сопоставленіе: Бостонъ — семьсотъ, Россія — одна. Въ послѣднемъ нумерѣ — того же года, подводя итоги своей дѣятельности, редакція подсчитала, что годъ доставилъ ей за всѣ перенесенные хлопоты и труды двѣ тысячи рублей убытка. Такъ что, издателей журналовъ, посвященныхъ печатному дѣлу, убытки преслѣдуютъ съ самаго начала ихъ дѣятельности и до нашихъ дней.
Въ 1881 году Р. Шнейдеръ, по болѣзпи принужденъ былъ уѣхать навсегда заграннцу, и изданіе перешло въ руки Э. Д. Гоппе. Новая редакція, несмотря на то же отношеніе къ журналу, несмотря на вызываемыя затраты, продолжала стойко бороться съ равнодушіемъ, улучшая и внѣшность, и внутреннее содержаніе своего дѣтища. Горькую улыбку вызываетъ въ настоящее время вѣра редакціи выраженная въ журналѣ: «она надѣется, въ виду увеличивающейея съ каждымъ годомъ среди нашихъ типографовъ и литографовъ потребности въ спеціальномъ органѣ графическаго дѣла, что недалеко то время, когда каждый наборщикъ, каждый печатникъ будетъ считать своей обязанностью быть подписчикомъ „Обзора графическихъ искусствъ" и когда изданіе нашего журнала перестанетъ быть изданіемъ, приносящимъ лишь одни убутки».
Это говорилось двадцать семь лѣтъ тому назадъ и съ успѣхомъ можетъ быть повторено и въ настоящее время; обстоятельства тѣ же, читателей и подписчиковъ не прибавилось, и изданіе органовъ печатнаго дѣла все еще производится „чудаками" и съ благотворительной цѣлью; между тѣмъ, число лицъ, занятыхъ въ печатныхъ заведеніяхъ, достигаетъ до 70.000 человѣкъ, и мы расподагаемъ 1911 адресами типо-литографій въ разныхъ городахъ Россіи, такъ что по одному экземпляру на типографію было бы достаточно, чтобы изданіе покрывало расходы.
Въ 1895 году, на Первой Выставкѣ печатнаго дѣла, возникло изданіе „Обзоръ Первой Выставки печатнаго дѣла". Этотъ журналъ, редактируемый Р. Р. Голике, при самомъ близкомъ сотрудничествѣ А. Р. Кугеля, завоевалъ такъ быстро симпатіи людей, любящихъ печатное искусство что, казалось, существонаніе его обезпечено, но онъ, промелькнувъ передъ нами яркимъ метеоромъ, прекратилъ свой выходъ съ закрытіемъ выставки и съѣзда, выпустивъ 34 нумера, полныхъ интереса статей, и оставивъ послѣ себя память, какъ о первомъ, живомъ и интересномъ изданіи.
Въ 1896 году И. А. Гольдбергъ предпринимаетъ изданіе „Графическія искусства и бумажная промышленность", подъ редакціей М. П. Ольхина.
Журналъ выходилъ два раза въ мѣсяцъ и существовалъ до 1900 года, и несмотря на указаніе въ первыхъ вышедшихъ нумерахъ, что „Обзоръ графическаго искусства" принужденъ былъ прекратить свое существованіе" какъ можно полагать, за. недостат-комъ подписчиковъ и помѣщенія статей, почти всегда заимствованныхъ изъ иностранной литературы, онъ самъ все время шелъ той же дорогой, лишь изрѣдка, въ оригинальныхъ статьяхъ затрагивая экономическую жизнь окружающаго его міра, и болыне чѣмъ на половину наполняясь переводами, и по тѣмъ же причинамъ прекратилъ свое существованіе; въ одномъ изъ послѣднихъ нумеровъ онъ высказалъ это въ отвѣтѣ на присланное „письмо въ редакцію": „что касается догадки автора о незначительномъ числѣ подписчиковъ, то оно дѣйствительно недостаточно, чтобы покрыть расходы на изданіе... Сообщенія о различныхъ событіяхъ въ мірѣ печатнаго дѣла въ теченіе нѣсколышхъ лѣть нашего изданія выдаются какъ оазисы посреди пустыни... Не можеть быть, чтобы у насъ въ типографіяхъ не случалось ничего, что стоило бы сообщнть товарищамъ..." „имѣть собственныхъ корреспондентовъ еще не нодъ силу нашему журналу", отсутствіе же таковыхъ какъ въ Петербургѣ, такъ и въ разныхъ провинціальныхъ уголкахъ типографскаго міра, лишало его общаго интереса и дѣлало чисто мѣстнымъ органомъ.
Одновременно съ этимъ журналомъ въ 1897 году М. Д. Рудометовъ начинаетъ выпускать два раза въ мѣсяцъ „Вѣстиикъ графическаго дѣла", подъ собственной редакціей, но и этотъ журналъ, несмотря на болшія техиическія познанія его редактора, помѣщал на своихъ страницахъ тоже чуть не половину переводовъ съ иностраннаго, недокончивъ второго года, прекратилъ свое существованіе.
Въ 1901 году, почти одновременно, появились два ежемѣснчныхъ журнала: „Печатное искусство" подъ редакціей І. І. Лемана, изданіе, стоившее ему громадныхъ денегъ, н наглядно показавшее, какъ можно, при желаніи, печатать ежемѣеячные журналы въ Россіи. Вотъ какая цѣль намѣчалась журналомъ въ первомъ вышедшемъ нумерѣ: „На страннцахъ нашего журнада мы хотимъ попытаться, по мѣрѣ силъ и возможности, сообщать въ безпритязательной формѣ замѣтки о всемъ новомъ и примѣчательномъ, достигаемомъ современною техникою печатнаго искусства; при этомъ мы позаботимся столько же объ общедоступности изложенія, сколько о практичности направленія нашихъ сообщеній, ибо по существу дѣла наше изданіе должно служить не столько цѣлямъ научнымъ, сколько примѣненію техники печатнаго искусства къ потребностямъ жизні и его совершенствованію. Мы хотимъ вѣрить, что въ стремленіи послужить на пользу развитія печатнаго искусства въ нашемъ отечествѣ мы найдемъ сочувствіе, поддержку и снисходительное отношеніе къ могущимъ встрѣтиться промахам и недоглядкамъ". И дѣйствительно, въ этомъ журналѣ, все, начиная отъ спокойныхъ, полныхъ научной и технической цѣнностей, иллюстрированныхъ множествомъ снимковъ, статей, разрабатывавшихъ разнородные вопросы, и кончая чудной бумагой и печатью, было хорошо просто и изящно; но, несмотря на множество достоинствъ, изданіе, дойдя до микроскопическаго количества подписчнковъ,кь стыду типографовъ. вынуждено было, послѣ двухлѣтнего существованія, прекратнтьса. внолнѣ заслуживъ, если не сочувствіе современииковь, то, по крайней мѣрѣ, благодарность нашихъ потомковъ. Второй — „Сборникъ техническихъ статей" издаиіе Экспедиціи Заготовленія Государственныхъ Бумагъ, редактируемое В. И. Михайловскимъ; помѣщая, какъ видно изъ его названія, чисто техническія статьи, въ большинствѣ заимствованныя изъ нностранныхъ журналовъ, оно послѣ четырехлѣтней жизни, несмотря на участіе въ немъ нашихъ лучшихъ техниковъ по всѣмъ отраслямъ печатнаго дѣла, тоже прекратилось изъ-за отсутствія все тѣхъ подписчиковъ.
Наконецъ, въ 1902 году вышелъ первый еженедѣльный журналъ, посвященный печатному дѣлу „Наборщикъ" появленіемъ своимъ встряхнувшій и расшевелившій стоячее болото нашей жизни.
Издаваемый А. А. Филипповымъ подъ его и 3. Л. Вороновой редакторствомъ, онъ съ перваго же нумера, въ которомъ говорилось, что „Редакція „Наборщика" будетъ считать исполнившей свою миссію, если ей хоть отчасти удастся внести свѣтъ въ среду работающихъ въ области печатнаго дѣла, вытѣснить рутину и механическую выучку и въ то же время вызвать доброту къ безвѣстнымъ, но дѣйствительнымъ труженикамъ",—завоевалъ симпатіи огромнаго круга рабочихъ, онъ дѣятельно, смѣло повелъ борьбу сь косностью и тьмой, его читали, съ нетерпѣніемъ ожидая выхода очередного нумера, за нимъ слѣдили, считались съ мнѣніями и взглядами, выражаемыми на его страницахъ, въ немъ впервые появился цѣлый потокъ интерестныхъ корреспонденцій изъ разныхъ, самыхъ отдалеппыхъ уголковъ нашей родины, сдѣлавшій его интереснымъ повсюду, въ немъ на ряду съ техническими статьями, появились фельетоны, полные жгучаго общественнаго интереса, въ немъ, какъ въ зеркалѣ, отразилась, наша порой неприглядная жизнь, и все это создалось благодаря тому, что какъ редакторъ, такъ и сотрудники знали эту жизнь въ ея настоящемъ видѣ, всѣ они были преданы тому дѣлу, которому призваны были служить.
Въ концѣ перваго года редакція заявила: „мы съ полнымъ довѣріемъ идемъ на встрѣчу будущему, идемъ на тотъ святой огонекъ любви къ ближнему, который намъ удалось зажечь во многихъ уголкахъ нашего обширнаго отечества, идемъ съ вѣрою въ успѣхъ нашего праваго и общеполезнаго дѣла"; а въ началѣ второго года редакторъ въ своихъ „простыхъ бесѣдахъ" высказалъ, что, „вступая во второй годъ изданія, я долженъ откровенно признаться, что первыи годъ изданія далъ редакціи большое нравственное удовлетвореніе, но въ то же время принесъ не малый матеріальный ущербъ".
Прошелъ второй годъ, и въ третьемъ, 1905 году, журналъ расширилъ свою программу, включивъ въ нее литературу, но вмѣстѣ съ этимъ началъ выходить ежемѣсячно.
„Редакція мало получила прииѣтствій по случаю расширенія программы журнала. Нѣкоторые посѣтовали на насъ, что журналъ „Наборщикъ и Печатный міръ" ) будеть выходйть ежемѣсячно, а не еженедѣльно, какъ это было два года подъ рядъ. Придетъ время, опять журналъ будетъ выходитъ еженедѣльно", говорилось въ редакціониой статьѣ, и тутъ же указывалось, „что заграничные самые популярные журналы, какъ „Deutscher Buch- und Stein-drucker"
„Тhе Inland Printer", „Britisch Printer", „Archiv für Buchgewerbe ", „L`Arte della Stampa" выходятъ ежемѣсячно и даютъ текста меньше, чѣмъ „Наборщикъ", а въ концѣ того же года въ статьѣ „Отъ редакціи" высказывалось: „Мы предполагаемъ издавать журналъ „Наборщикъ и Печятный міръ" еженедѣльно, какъ первые два года, вслѣдствіе настоянія многихъ нашихъ коллегъ, однако, считаемъ долгомъ предупредить нашихъ подписчиковъ, что журналъ будетъ выходить еженедѣльно только въ томъ случаѣ, если число подписчиковъ увеличится, сравнительно съ теперешним, по крайней мѣрѣ на 500 человѣкъ. Редакція и такъ уже вложвла въ изданіе до 10000 рублей, и мы думаемъ, что коллеги не потребуютъ отъ насъ дальнѣйшихъ непоспль-ныхъ жертвъ".
Прошелъ годъ, журналъ продолжалъ выходить ежемѣсячно, но, вѣроятно, убытки росли, энергія издателя-редактора падала и, наконецъ, долгая утомительная работа заставнла его выпускать журналъ уже не періодически, а случайно, и въ настоящее время болѣе полугода „Наборщикъ" не появлялся въ типографіяхъ. Но хотелось бы вѣрить, что сбудутся слова его издателя и редактора А. А. Филиппова, и онъ еще появнтся и будетъ выходитъ регулярно, какъ и въ первые годы, разъ въ недѣлю.
Въ концѣ 1907 года появился одинъ нумеръ „Типографщика", подъ редакціей издателя Г. Л. Гренца, не внесшаго ничего новаго, во первыхъ, потому, что онъ выпустилъ только одинъ нумеръ, а во-вторыхъ напол-нилъ его только объявленіями, не давъ ни одной статьи.
Съ 1908 года, началъ выходить ежемѣсячно „Вѣстникъ печатнаго дѣла",
издаваемый Л. Н. Шутовымъ, подъ редакціей В. Никольскаго, посвященный защитѣ интересовъ владѣльцевъ пематныхъ заведеній и поэтому являющійся отчасти одностороннимъ; но не смотря на это, ему нельзя отказать въ интересѣ; нѣкоторые нумера представляли не малый иитересъ и еще долго будутъ служить темой для разговоровъ въ типографіяхъ. Какъ долго онъ продержится въ борьбѣ съ возмутитель-нымъ равнодушіемъ окріужающихъ, предсказать мудрено, можно только ножелать, если ему суждено умолкнуть, чтобы это молчаніе наступило какъ можно позднѣе.
Одновременно съ перечисленными выше изданіями, появились журналы, именовавшіе себя посвященными печатному дѣлу,—это журналы, издаваемые и редактируемые рабочими. Они выходили, закрывались, прекращались, опять выходили, мѣняя редактора и названіе, и если приносили пользу, то не самому печатному искусству, а тѣмъ организаціямъ, органомъ которыхъ они являлись. Половина руководящихъ статей въ нихъ разрабатывали не „узкіе интересы рабочихъ печатнаго дѣла, а болѣе ишрокіе „классовые" интересы и это еще болѣе отдаляло ихъ отъ журналовъ печатнаго дѣла.
Въ Петербургѣ такихъ журналовъ было одиннадцать, выходили они въ слѣдующемъ порядкѣ: „Печатный Вѣстникъ" изд. А. М. Тенсъ, ред. П. А. Орловъ (1905 г.). Тотъ же журналъ — ред.-изд. П. А. Орловъ (1906 г.), „Вѣстншсь Печатниковъ" ред.: А. П. Буре и Г. С. Журавлевъ (1906 г.), „Голосъ Печатника" ред.: Т. А. Рубинчикъ и И. X. Бабичевъ (1906 г.), „Жизнь Печатника, ред.: К. Г. Григорьевъ и К. 10. Кругловъ (1907 г.), „Трудъ Печатника", ред. Г. А. Бмельяновъ (1907 г.), „Нашъ Голосъ", ред. В. Г. Осиповъ (1908 Щ „Мысли Печатника", ред. Л. А. Троицкій (1908 г.), „Печатное Дѣло", ред.: Н. С. Колмаковъ и И. А. Осиповъ (1909 г.) и продолжаетъ выходить и в настоящее время, и два чисто юмористическихъ типографокихъ журнала „Балда", ред. Ност (1907 г.) и „Топоръ", ред. Ф. Котляровъ (1907 г.).
Въ Москвѣ выходили „Печатникъ", ред. М. А. Волковъ (1906 г.), „Печатное Слово" (1906 г,), „Печатиое Дѣло", ред. Г. И. Фрейвальдъ (1906-1907 г.) и въ настоящее время выходить „Русскій Печатникъ", ред.: В. Т, Коржаковъ, М. И. Хорьковъ и И. И. Знаевъ.
Въ Кіевѣ въ 1909 г. стали выходить „Искусство и печатное дѣло" и „Кіевскій Печатникъ" подъ ред. П. И. Незлобина.
Въ заключепіе слѣдуетъ указать на изданіе, выпускавшееся въ свѣтъ рабочими печатнаго дѣла, подъ назваиіемъ „Извѣстія Совѣта рабочихъ депутатовъ". Всего вышло „Извѣетій десять нумеровъ, печатаніе ихъ при-ходилось переносить изъ типографіи въ типографію, такъ какъ оно не было легальнымъ изданіемъ, и для того, что бы выпустить нумеръ его, рабочимъ приходилось на нѣсколько часовъ захватывать одну изъ приспособленныхъ для выпуска такихъ изданій типографію и затѣмъ для слѣдующаго нумера переходить въ другую. Текстъ въ нихъ принадлежалъ въ немалой части рабочимъ печатныхъ заведеній, поэтому я и включаю это изданіе въ настоящій очеркъ.
И. ГАЛАКТІОНОВЪ.
P.S.: Шановні читачі! Кирилівські читання існують на громадських засадах та потребують матеріальної підтримки. Якщо вам сподобалася стаття, і ви хотіли би щоб подібні матеріали з'являлися у майбутньому, просимо підтримати нас фінансово:
надішліть нам 40 гривень онлайн, якщо у вас є картка VISA/Mastercard, через систему LiqPay(ПриватБанк):
або перекажіть будь-яку суму на гривневий рахунок ВебМані:
U233024975032
Это говорилось двадцать семь лѣтъ тому назадъ и съ успѣхомъ можетъ быть повторено и въ настоящее время; обстоятельства тѣ же, читателей и подписчиковъ не прибавилось, и изданіе органовъ печатнаго дѣла все еще производится „чудаками" и съ благотворительной цѣлью; между тѣмъ, число лицъ, занятыхъ въ печатныхъ заведеніяхъ, достигаетъ до 70.000 человѣкъ, и мы расподагаемъ 1911 адресами типо-литографій въ разныхъ городахъ Россіи, такъ что по одному экземпляру на типографію было бы достаточно, чтобы изданіе покрывало расходы.
Въ 1895 году, на Первой Выставкѣ печатнаго дѣла, возникло изданіе „Обзоръ Первой Выставки печатнаго дѣла". Этотъ журналъ, редактируемый Р. Р. Голике, при самомъ близкомъ сотрудничествѣ А. Р. Кугеля, завоевалъ такъ быстро симпатіи людей, любящихъ печатное искусство что, казалось, существонаніе его обезпечено, но онъ, промелькнувъ передъ нами яркимъ метеоромъ, прекратилъ свой выходъ съ закрытіемъ выставки и съѣзда, выпустивъ 34 нумера, полныхъ интереса статей, и оставивъ послѣ себя память, какъ о первомъ, живомъ и интересномъ изданіи.
Въ 1896 году И. А. Гольдбергъ предпринимаетъ изданіе „Графическія искусства и бумажная промышленность", подъ редакціей М. П. Ольхина.
Журналъ выходилъ два раза въ мѣсяцъ и существовалъ до 1900 года, и несмотря на указаніе въ первыхъ вышедшихъ нумерахъ, что „Обзоръ графическаго искусства" принужденъ былъ прекратить свое существованіе" какъ можно полагать, за. недостат-комъ подписчиковъ и помѣщенія статей, почти всегда заимствованныхъ изъ иностранной литературы, онъ самъ все время шелъ той же дорогой, лишь изрѣдка, въ оригинальныхъ статьяхъ затрагивая экономическую жизнь окружающаго его міра, и болыне чѣмъ на половину наполняясь переводами, и по тѣмъ же причинамъ прекратилъ свое существованіе; въ одномъ изъ послѣднихъ нумеровъ онъ высказалъ это въ отвѣтѣ на присланное „письмо въ редакцію": „что касается догадки автора о незначительномъ числѣ подписчиковъ, то оно дѣйствительно недостаточно, чтобы покрыть расходы на изданіе... Сообщенія о различныхъ событіяхъ въ мірѣ печатнаго дѣла въ теченіе нѣсколышхъ лѣть нашего изданія выдаются какъ оазисы посреди пустыни... Не можеть быть, чтобы у насъ въ типографіяхъ не случалось ничего, что стоило бы сообщнть товарищамъ..." „имѣть собственныхъ корреспондентовъ еще не нодъ силу нашему журналу", отсутствіе же таковыхъ какъ въ Петербургѣ, такъ и въ разныхъ провинціальныхъ уголкахъ типографскаго міра, лишало его общаго интереса и дѣлало чисто мѣстнымъ органомъ.
Одновременно съ этимъ журналомъ въ 1897 году М. Д. Рудометовъ начинаетъ выпускать два раза въ мѣсяцъ „Вѣстиикъ графическаго дѣла", подъ собственной редакціей, но и этотъ журналъ, несмотря на болшія техиическія познанія его редактора, помѣщал на своихъ страницахъ тоже чуть не половину переводовъ съ иностраннаго, недокончивъ второго года, прекратилъ свое существованіе.
Въ 1901 году, почти одновременно, появились два ежемѣснчныхъ журнала: „Печатное искусство" подъ редакціей І. І. Лемана, изданіе, стоившее ему громадныхъ денегъ, н наглядно показавшее, какъ можно, при желаніи, печатать ежемѣеячные журналы въ Россіи. Вотъ какая цѣль намѣчалась журналомъ въ первомъ вышедшемъ нумерѣ: „На страннцахъ нашего журнада мы хотимъ попытаться, по мѣрѣ силъ и возможности, сообщать въ безпритязательной формѣ замѣтки о всемъ новомъ и примѣчательномъ, достигаемомъ современною техникою печатнаго искусства; при этомъ мы позаботимся столько же объ общедоступности изложенія, сколько о практичности направленія нашихъ сообщеній, ибо по существу дѣла наше изданіе должно служить не столько цѣлямъ научнымъ, сколько примѣненію техники печатнаго искусства къ потребностямъ жизні и его совершенствованію. Мы хотимъ вѣрить, что въ стремленіи послужить на пользу развитія печатнаго искусства въ нашемъ отечествѣ мы найдемъ сочувствіе, поддержку и снисходительное отношеніе къ могущимъ встрѣтиться промахам и недоглядкамъ". И дѣйствительно, въ этомъ журналѣ, все, начиная отъ спокойныхъ, полныхъ научной и технической цѣнностей, иллюстрированныхъ множествомъ снимковъ, статей, разрабатывавшихъ разнородные вопросы, и кончая чудной бумагой и печатью, было хорошо просто и изящно; но, несмотря на множество достоинствъ, изданіе, дойдя до микроскопическаго количества подписчнковъ,кь стыду типографовъ. вынуждено было, послѣ двухлѣтнего существованія, прекратнтьса. внолнѣ заслуживъ, если не сочувствіе современииковь, то, по крайней мѣрѣ, благодарность нашихъ потомковъ. Второй — „Сборникъ техническихъ статей" издаиіе Экспедиціи Заготовленія Государственныхъ Бумагъ, редактируемое В. И. Михайловскимъ; помѣщая, какъ видно изъ его названія, чисто техническія статьи, въ большинствѣ заимствованныя изъ нностранныхъ журналовъ, оно послѣ четырехлѣтней жизни, несмотря на участіе въ немъ нашихъ лучшихъ техниковъ по всѣмъ отраслямъ печатнаго дѣла, тоже прекратилось изъ-за отсутствія все тѣхъ подписчиковъ.
Наконецъ, въ 1902 году вышелъ первый еженедѣльный журналъ, посвященный печатному дѣлу „Наборщикъ" появленіемъ своимъ встряхнувшій и расшевелившій стоячее болото нашей жизни.
Издаваемый А. А. Филипповымъ подъ его и 3. Л. Вороновой редакторствомъ, онъ съ перваго же нумера, въ которомъ говорилось, что „Редакція „Наборщика" будетъ считать исполнившей свою миссію, если ей хоть отчасти удастся внести свѣтъ въ среду работающихъ въ области печатнаго дѣла, вытѣснить рутину и механическую выучку и въ то же время вызвать доброту къ безвѣстнымъ, но дѣйствительнымъ труженикамъ",—завоевалъ симпатіи огромнаго круга рабочихъ, онъ дѣятельно, смѣло повелъ борьбу сь косностью и тьмой, его читали, съ нетерпѣніемъ ожидая выхода очередного нумера, за нимъ слѣдили, считались съ мнѣніями и взглядами, выражаемыми на его страницахъ, въ немъ впервые появился цѣлый потокъ интерестныхъ корреспонденцій изъ разныхъ, самыхъ отдалеппыхъ уголковъ нашей родины, сдѣлавшій его интереснымъ повсюду, въ немъ на ряду съ техническими статьями, появились фельетоны, полные жгучаго общественнаго интереса, въ немъ, какъ въ зеркалѣ, отразилась, наша порой неприглядная жизнь, и все это создалось благодаря тому, что какъ редакторъ, такъ и сотрудники знали эту жизнь въ ея настоящемъ видѣ, всѣ они были преданы тому дѣлу, которому призваны были служить.
Въ концѣ перваго года редакція заявила: „мы съ полнымъ довѣріемъ идемъ на встрѣчу будущему, идемъ на тотъ святой огонекъ любви къ ближнему, который намъ удалось зажечь во многихъ уголкахъ нашего обширнаго отечества, идемъ съ вѣрою въ успѣхъ нашего праваго и общеполезнаго дѣла"; а въ началѣ второго года редакторъ въ своихъ „простыхъ бесѣдахъ" высказалъ, что, „вступая во второй годъ изданія, я долженъ откровенно признаться, что первыи годъ изданія далъ редакціи большое нравственное удовлетвореніе, но въ то же время принесъ не малый матеріальный ущербъ".
Прошелъ второй годъ, и въ третьемъ, 1905 году, журналъ расширилъ свою программу, включивъ въ нее литературу, но вмѣстѣ съ этимъ началъ выходить ежемѣсячно.
„Редакція мало получила прииѣтствій по случаю расширенія программы журнала. Нѣкоторые посѣтовали на насъ, что журналъ „Наборщикъ и Печатный міръ" ) будеть выходйть ежемѣсячно, а не еженедѣльно, какъ это было два года подъ рядъ. Придетъ время, опять журналъ будетъ выходитъ еженедѣльно", говорилось въ редакціониой статьѣ, и тутъ же указывалось, „что заграничные самые популярные журналы, какъ „Deutscher Buch- und Stein-drucker"
„Тhе Inland Printer", „Britisch Printer", „Archiv für Buchgewerbe ", „L`Arte della Stampa" выходятъ ежемѣсячно и даютъ текста меньше, чѣмъ „Наборщикъ", а въ концѣ того же года въ статьѣ „Отъ редакціи" высказывалось: „Мы предполагаемъ издавать журналъ „Наборщикъ и Печятный міръ" еженедѣльно, какъ первые два года, вслѣдствіе настоянія многихъ нашихъ коллегъ, однако, считаемъ долгомъ предупредить нашихъ подписчиковъ, что журналъ будетъ выходить еженедѣльно только въ томъ случаѣ, если число подписчиковъ увеличится, сравнительно съ теперешним, по крайней мѣрѣ на 500 человѣкъ. Редакція и такъ уже вложвла въ изданіе до 10000 рублей, и мы думаемъ, что коллеги не потребуютъ отъ насъ дальнѣйшихъ непоспль-ныхъ жертвъ".
Прошелъ годъ, журналъ продолжалъ выходить ежемѣсячно, но, вѣроятно, убытки росли, энергія издателя-редактора падала и, наконецъ, долгая утомительная работа заставнла его выпускать журналъ уже не періодически, а случайно, и въ настоящее время болѣе полугода „Наборщикъ" не появлялся въ типографіяхъ. Но хотелось бы вѣрить, что сбудутся слова его издателя и редактора А. А. Филиппова, и онъ еще появнтся и будетъ выходитъ регулярно, какъ и въ первые годы, разъ въ недѣлю.
Въ концѣ 1907 года появился одинъ нумеръ „Типографщика", подъ редакціей издателя Г. Л. Гренца, не внесшаго ничего новаго, во первыхъ, потому, что онъ выпустилъ только одинъ нумеръ, а во-вторыхъ напол-нилъ его только объявленіями, не давъ ни одной статьи.
Съ 1908 года, началъ выходить ежемѣсячно „Вѣстникъ печатнаго дѣла",
издаваемый Л. Н. Шутовымъ, подъ редакціей В. Никольскаго, посвященный защитѣ интересовъ владѣльцевъ пематныхъ заведеній и поэтому являющійся отчасти одностороннимъ; но не смотря на это, ему нельзя отказать въ интересѣ; нѣкоторые нумера представляли не малый иитересъ и еще долго будутъ служить темой для разговоровъ въ типографіяхъ. Какъ долго онъ продержится въ борьбѣ съ возмутитель-нымъ равнодушіемъ окріужающихъ, предсказать мудрено, можно только ножелать, если ему суждено умолкнуть, чтобы это молчаніе наступило какъ можно позднѣе.
Одновременно съ перечисленными выше изданіями, появились журналы, именовавшіе себя посвященными печатному дѣлу,—это журналы, издаваемые и редактируемые рабочими. Они выходили, закрывались, прекращались, опять выходили, мѣняя редактора и названіе, и если приносили пользу, то не самому печатному искусству, а тѣмъ организаціямъ, органомъ которыхъ они являлись. Половина руководящихъ статей въ нихъ разрабатывали не „узкіе интересы рабочихъ печатнаго дѣла, а болѣе ишрокіе „классовые" интересы и это еще болѣе отдаляло ихъ отъ журналовъ печатнаго дѣла.
Въ Петербургѣ такихъ журналовъ было одиннадцать, выходили они въ слѣдующемъ порядкѣ: „Печатный Вѣстникъ" изд. А. М. Тенсъ, ред. П. А. Орловъ (1905 г.). Тотъ же журналъ — ред.-изд. П. А. Орловъ (1906 г.), „Вѣстншсь Печатниковъ" ред.: А. П. Буре и Г. С. Журавлевъ (1906 г.), „Голосъ Печатника" ред.: Т. А. Рубинчикъ и И. X. Бабичевъ (1906 г.), „Жизнь Печатника, ред.: К. Г. Григорьевъ и К. 10. Кругловъ (1907 г.), „Трудъ Печатника", ред. Г. А. Бмельяновъ (1907 г.), „Нашъ Голосъ", ред. В. Г. Осиповъ (1908 Щ „Мысли Печатника", ред. Л. А. Троицкій (1908 г.), „Печатное Дѣло", ред.: Н. С. Колмаковъ и И. А. Осиповъ (1909 г.) и продолжаетъ выходить и в настоящее время, и два чисто юмористическихъ типографокихъ журнала „Балда", ред. Ност (1907 г.) и „Топоръ", ред. Ф. Котляровъ (1907 г.).
Въ Москвѣ выходили „Печатникъ", ред. М. А. Волковъ (1906 г.), „Печатное Слово" (1906 г,), „Печатиое Дѣло", ред. Г. И. Фрейвальдъ (1906-1907 г.) и въ настоящее время выходить „Русскій Печатникъ", ред.: В. Т, Коржаковъ, М. И. Хорьковъ и И. И. Знаевъ.
Въ Кіевѣ въ 1909 г. стали выходить „Искусство и печатное дѣло" и „Кіевскій Печатникъ" подъ ред. П. И. Незлобина.
Въ заключепіе слѣдуетъ указать на изданіе, выпускавшееся въ свѣтъ рабочими печатнаго дѣла, подъ назваиіемъ „Извѣстія Совѣта рабочихъ депутатовъ". Всего вышло „Извѣетій десять нумеровъ, печатаніе ихъ при-ходилось переносить изъ типографіи въ типографію, такъ какъ оно не было легальнымъ изданіемъ, и для того, что бы выпустить нумеръ его, рабочимъ приходилось на нѣсколько часовъ захватывать одну изъ приспособленныхъ для выпуска такихъ изданій типографію и затѣмъ для слѣдующаго нумера переходить въ другую. Текстъ въ нихъ принадлежалъ въ немалой части рабочимъ печатныхъ заведеній, поэтому я и включаю это изданіе въ настоящій очеркъ.
И. ГАЛАКТІОНОВЪ.
P.S.: Шановні читачі! Кирилівські читання існують на громадських засадах та потребують матеріальної підтримки. Якщо вам сподобалася стаття, і ви хотіли би щоб подібні матеріали з'являлися у майбутньому, просимо підтримати нас фінансово:
надішліть нам 40 гривень онлайн, якщо у вас є картка VISA/Mastercard, через систему LiqPay(ПриватБанк):
або перекажіть будь-яку суму на гривневий рахунок ВебМані:
U233024975032
Немає коментарів:
Дописати коментар